«Как прошла ночь?» – спросила медсестра у юноши, который эту ночь провел у постели больного. Он сидел у постели всю ночь, держа исхудавшую руку, которая прежде водила и кормила его, и осознавая, что нет никакой надежды. Молодой человек ничего ей не ответил, но его усталые, не выспавшиеся глаза сказали все без слов. Позже всю свою боль и скорбь он выразил лишь несколькими словами, обращенными к медсестре: «Я знаю, что это должно случиться, я просто не знаю, почему».
Пропасть смерти… Приходилось ли нам вот так сидеть у постели больного, осознавая свою беспомощность, или самим стоять у зыбкой черты, которая отделяет живых от мертвых? Слышали ли мы, как работает аппарат искусственного дыхания, поддерживая жизнь близкого человека или, может, нашу собственную жизнь? Наблюдали ли мы, как болезнь буквально сжигает близкого человека, угасающего прямо на глазах? Приходилось ли нам, глядя на надгробие сознавать, что там, под ним, лежит человек, который еще недавно жил, двигался, говорил, улыбался и печалился?
Наверное, многие из нас знакомы с этим состоянием. В таких ситуациях мы часто слышим вопросы, которые, по большому счету не имеют ответов: «За что?» «Почему именно он (или она)?» «Почему именно сейчас?» «Почему это со мной происходит?». И в такие моменты не заботит ни зарплата, ни наличие или отсутствие собственной квартиры, ни то, ездишь ли ты на дорогой иномарке или ходишь пешком, какого бренда у тебя обувь, одежда или аксессуары. В такие моменты все становятся равными перед лицом смерти, осознавая пустоту и бессмысленность всего материального, что раньше имело такое большое значение.
В 1986 году все жители Америки собрались на мысе Канаверал в штате Флорида, чтобы стать свидетелями грандиозного национального шоу – запуска космического корабля. Люди испытывали гордость за свою страну, за стремительный технический прогресс, за то, что человек, наконец, может, преодолев земное притяжение, взмыть в небеса, в заоблачную высь и наблюдать родную планету со стороны. Земля из космоса кажется такой маленькой, красивой и беззаботной…
Катастрофа случилась в одно мгновение. Кто-то кричал: «А куда делся корабль?!» Кто-то в ужасе смотрел в небо. Я был маленьким ребенком тогда и видел, как по всем общественным каналам транслировали катастрофу в прямом эфире. Невозможно забыть полные ужаса глаза людей, ставших свидетелями того, как в одну минуту прекрасный космический корабль взрывается, разлетается на кусочки, унося жизни семи астронавтов. То, что было поводом для гордости, превратилось в источник неподдельного ужаса. Случай с кораблем «Челленджер» напоминает нам о том, насколько хрупка человеческая жизнь, о том, что, несмотря на все свершения и достижения в области науки и техники, человек не может победить смерть.
Сегодня часто используется выражение «клиническая смерть», но это не смерть в прямом ее значении. Клинической смертью в медицине называется остановка сердца. На спасение человеческой жизни в такой ситуации есть всего несколько минут, пока не начались необратимые изменения в мозге из-за отсутствия кислорода, которым снабжает все органы сердце, качая кровь по сосудам. Вся медицина, компьютеризация, технический прогресс не в силах возвратить человека к жизни, если за эти минуты не удается вновь запустить сердце.
Мне приходилось довольно часто проводить отпевание. Когда уходит из жизни человек, наполненный днями, проживший долгую жизнь, состояние родных и близких людей, несмотря на скорбь и боль потери, иное, нежели когда из жизни уходят молодые люди или дети. Когда свершается такое, раздается огромное множество вопросов, вопросов-криков к Богу. Но и сейчас, как и за многие годы до наших дней, человечество не в состоянии решить проблему смерти.
Люди времен Ветхого и Нового завета ходили в другой одежде, не ездили на автомобилях, у них не было компьютеров, сотовых телефонов, они не смотрели телевизор. Даже книги для них были огромной редкостью, потому что они переписывались от руки и были чрезвычайно дороги. Но и в те времена, оказываясь перед лицом смерти близких, люди задавали вопросы, на которые зачастую не имели ответов.
В каждой смерти есть нечто, что заставляет людей обвинять Бога. И не всегда эти обвинения можно выразить словами, но сердцем, зачастую, очень сильно чувствуешь. В смерти есть что-то, заставляющее нас обвинить Бога в предательстве. «Если бы Ты был здесь!» «Если бы Ты помог!» «Если бы Ты вмешался!» «Если бы Ты удосужился обратить внимание! Но Ты этого не сделал». Если христианская этика мешает нам сказать о своих претензиях к Богу, потому что мы осознаем, что это ропот, то сердцу нашему ничто не мешает чувствовать и переживать эти горькие упреки в адрес Творца. И никогда люди не смогут сами справиться с этой проблемой. Так было и раньше. Так происходит сейчас.
Но радостно то, что так будет не всегда.
Бог может победить смерть. В это трудно поверить. Ведь когда умирает близкий, особенно, если он еще молод, и когда эта смерть воспринимается как попущение Божие, вера человека проходит через сильнейшее испытание.Именно в этот критический момент проявляется вера человека или ее отсутствие.
Давайте обратимся к 11 главе Евангелия от Иоанна и попытаемся увидеть описанные в ней события глазами участников.
«Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими.Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий. Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря»(Ин.11:1-5). Евангелие говорит нам, что члены семьи Лазаря – друзья Иисуса, люди, с которыми Его связывали особые отношения. Марфа и Мария обратились ко Христу за помощью, при чем сама формулировка их просьбы как бы «напоминает» о том, что Лазарь – для Христа по-особенному любимый близкий человек.
Как реагирует на эту просьбу Иисус? Об этом читаем дальше: «Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился. После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею» (Ин.11:6, 7; 11-15). Итак, Иисус не реагирует сразу же на призыв об исцелении Лазаря, Он не изменяет намеченный маршрут, несмотря на то, что любит этого человека. Можно представить, как этот поступок Христа выглядел в глазах родных больного.Они просят Господа придти, а Он нашел другие дела и не пришел. Что должно было происходить в сердцах у родных Лазаря при виде такого отношения со стороны Иисуса?
Но прочитаем дальше: «Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе.Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати;и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их. Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома» (Ин.11:17-20). Иисус пришел через четыре дня (!) после смерти Лазаря. И это друг?! Естественно, как только Он пришел, к Нему навстречу вышла Марфа, которая сказала Ему все, что о Нем думает: «Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой»(Ин.11:21). Родной брат Марфы был мертв вот уже четыре дня, а единственный Человек, Который мог бы все изменить, не сделал этого. Единственный Человек, Который мог бы всему этому помешать, даже на похороны не явился! Ничего не сделал.
Но, даже упрекнув Иисуса в безразличии, Марфа не перестала верить в Его праведность. В следующем стихе читаем: «Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог» (Ин.11:22). В те времена люди верили: если Бог отвечает на молитву человека, значит, этот человек праведен. Марфа как бы говорит Христу: «Несмотря на такой поступок по отношению к любимому другу, я считаю Тебя праведным Человеком».На что «Иисус говорит ей: воскреснет брат твой» (Ин.11:23). Марфа правильно понимает слова Иисуса с точки зрения учения. Она отвечает Ему: «…знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день»(Ин.11:24). Но это не то, что имел в виду Христос: «Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?»(Ин.11:25-26).